ХОЗЯИН ТАЙГИ

foto434

Рано или поздно это происходит с каждым, кто чаще, чем три раза в год выбирается за пределы города и заходит в лес глубже 5-ти метров от края асфальта на трассе М-53 «Байкал». Иногда, конечно, нарваться можно и в каком-нибудь уж совсем цивильном дачном массиве, граничащим с лесополосой, но такие случаи скорее исключение, а мы рассматриваем правила. Про что это я? А про встречу с медведем! И давай, читатель, сразу расставим точки над «Ё». Если ты — суровый охотник со стальным прищуром, тело твое покрыто боевыми шрамами, а глаз ты потерял, когда забирал у медведицы из берлоги годовалого пестуна для продажи в «Роев ручей», тогда можешь усмехнуться в густые просмоленные усы, посмотреть фотки и читать следующий материал, поскольку здесь точно не к тебе. Здесь к тем, кто понимает, что рано или поздно может нос к носу столкнуться с настоящей лесной силой, вооруженной  длинными клыками, острыми когтями и, что самое хреновое, имеющей неуравновешенный, непредсказуемыйи опасный характер. Но у кого нет ни специальной подготовки, ни жизненного опыта в таких делах, ни двустволки с двумя пулями 12-го калибра, усиленными повышенной дозой пороха в гильзах. Короче, к обычным туристам, кто жить не может без костров и палаток, чью тонкую душевную организацию не травмирует баня из нагретых камней и Доширак, сдобренный хорошей абаканской тушенкой. И, заметь, я не оговорился, когда сказал «нос к носу», ведь именно это я и имел в виду. Поскольку я рыбак, предпочитающий сибирские таежные реки, и чем дальше от жилья, тем лучше, да еще и поработавший в свое время вахтами в лесу, то с медведями косвенно дело иметь приходилось. Но все время это были, так сказать, дальние наблюдения зверя, причем с возможностью избежать прямого столкновения, коей я неизменно и пользовался. Но только в этот раз все было совсем по-другому. И все козыри были у него в лапах…

Продолжение.

…Сплав подходил к концу. До таежного поселка, куда я в очередной раз приехал отдохнуть от городской жизни и предаться главной своей страсти – сплавной рыбалке на ленка. Оставалось, как мы выражаемся, три раза веслами махнуть. На сплаве в этот раз мы были вдвоем. Причем Иван – еще и опытный охотник, медвежатник в том числе, на счету которого уже с десяток матерых хищников, добытых в одиночку (знающие люди поймут, о чем я). А денек сентябрьский выдался на славу! Яркое солнышко безраздельно властвовало в голубых небесах и без счету раздавало всему живому на земле теплые лучи свои, и добавляло, отражаясь от воды, тем, кому показалось вдруг мало тепла и света. И обманулась природа, и поверила, будто не будет в этом году зимы, а возвращается к нам, сделав круг, лето!

И мы с Иваном, поддавшись всеобщему настроению, поверили! И усталость отступила, и расхотелось уже скорее добраться до цивилизации и отдать тело свое натруженное в руки пара и веничка березового с кваском да чаем послебанным. А пришло желание растянуть удовольствие от единения с рекой, заварить напоследок чайку со смородинкой да разогреть на костре еще одну банку из оставшихся консервов. Благо справа по берегу, на галечной косе, обнаружился валежник, высохший в порох. Опытные, сработанные до автоматизма в команде, таежники все делают быстро, качественно, без суеты и спешки. И смотреть на это со стороны, поверь, читатель, истинное удовольствие. А участвовать в этом — надо еще заслужить! Но я в тайге уже даже не десяток лет, так что в доле. И через десять минут костер горит, котелок на тагане висит, хлеб и помидорки нарезаны, тугие стрелы зеленого лучка в холодной воде сполоснуты и ждут своей участи рядом с горкой соли, банка тушенки подперла своим жестяным боком угольки костра, пузырится от важности и нагревается до кондиции.

Лодка отдыхает метрах в двадцати. Спиннинги, уже зачехленные, смотрят в небо да сурово отражает от вороненных стволов окружающую красоту грозная «вертикалка» 12-го калибра, в чреве которой хищно притаились два патрона, заряженных тяжелыми свинцовыми пулями. Ну а что, поселок за поворотом, уже бензопила слышна, не таскать же эту железяку с собой? Итак порядком за сплав надоела, болтаясь за плечами Ивана и один раз у меня, когда я ночью уходил от костра вниз по реке с рыбалкой «на мыша». Хватит, сейчас вот чаю попьем, я за весла, а Иван разберет ее да в чехол, на отдых, хотя ей и работать-то даже не пришлось, ведь не выходил к нам никто в этот раз. Так, на косе песчаной следы медвежьи попались,да когда смородину для разнообразия стола собирали, кучу помета увидели. А тут, почти в поселке, какие звери?

img_4

Так что лежала себе тихонько вертикалочка в носу лодки, когда за нашей спиной внезапно раздался треск сучьев и в пяти метрах от меня, за спиной Ивана (я сидел лицом к прибрежной тайге) из чащи на галечную отмель вывалился медведь! От неожиданности он вскинулся на задние лапы, да и замер так, упершись в меня взглядом. Иван все понял по моему лицу. Он спокойно встал и, не оглядываясь, пошел к лодке, сказав:

— Успею до ружья дойти – завалю его. Ты не шевелись и в глаза ему не смотри. И только не побеги!

Я сжал в руке нож и приготовился ждать развития ситуации, понимая, что это мне до мишки пять шагов, а ему до меня – один прыжок. Тут снова затрещали кусты и на гальку выкатился… медвежонок! И послышалось, как Иван выдохнул:

— А вот это уже серьезно…

Понимая, что до лодки ему еще далеко, а глупый медвежонок может запросто пойти к дядям за вкусно пахнущей баночкой, чего мама вряд ли одобрит и может поругать дядь за то, что кормят ребенка всякой гадостью, я вдруг разозлился. На ситуацию, на всех медведей мира, на мамаш, которые плохо воспитывают детей, на горе-охотников, которые ружья в лодке хранят… И всё это высказал! Прямо в глаза медведице и ее отпрыску! И в выражениях не стеснялся, поверьте. При этом в одной руке держал нож, а второй скидывал в рюкзак готовые к употреблению продукты, чтобы ничего врагу не досталось. На войне, как на войне!

И ведь поняли зверушки! Сначала, мелкий, а потом и его родительница, упали на четыре лапы и грохнулись обратно в тайгу, вскидывая лохматые задницы.

Через три секунды, с ружьем наперевес, подбежал Иван.

— Ты зачем мне зверей испугал? Я бы с такого расстояния с двух патронов их уделал!

— Зачем? Ведь ушли, и слава Богу!

— Ты не понимаешь! Они же по округе бродить будут. А у нас в близкую тайгу женщины да ребятишки ходят. Нельзя их тут оставлять…

И ушел по следу. Вернулся, правда, скоро. Сказал, что я такими словами их обложил, каких деревенские не знают, поэтому медведи чесали без остановки и оглядки. И, будем надеяться, ушли далеко и больше не вернуться. Разобрали вновь табор, покушали, отдохнули. Собрались – и в лодку! Иван уже на веслах сидел, а я вернулся к месту привала, посмотрел в тайгу и громко крикнул:

— Помните, звери, кто вас спас!

Надеюсь, услышали меня мама с сыном. И своим передали. Я ведь не последний раз к ним в гости наведывался! 😀

Автор рубрики: Виктор Курбатов.