А реки здесь чистые…

12345

Я – рыбак. Ни больше ни меньше, ни убавить, ни прибавить. Потому что лишь истинный рыбак в свой единственный короткий отпуск мчит не в облегающем самолетном кресле с семьей в Таиланд, а на прыгучей «Ниве» в компании таких же «больных» «козлит» по разбитой лесовозной просеке к заветной таежной речке. Пробирается туда, где вода чиста, рыба сильна, уха вкусна, а реальные медведи отсекают ту прослойку гламурных туристов, которые мнят себя настоящими покорителями тайги, но предпочитают всегда быть на связи, спать в теплом бунгало, питаться от работающего на команду повара и ходить проторенными тропами под пристальным надзором платного проводника. Да простит меня читатель из этой комфортабельной когорты, но, как говорится, каждому свое…

1

Добирались не особо долго – час на джипе по грунтовке, час на «квадриках» по старой леспромхозовской колее с обрушившимися мостами и еще час волокли поклажу на собственной спине до небольшой горной речки, берущей свое начало в предгорьях Хамар-Дабана. Споро накачали лодки, спустили свой водный транспорт к реке и взбаламутили первыми ударами весел  хрустально-холодные воды речного потока.

2

Поскольку именно я в большей степени являюсь вдохновителем и инициатором подобных вылазок, то на правах главы экспедиции уселся на упругий нос нашей ПВХ и принялся настраивать то, без чего добыть сибирских лососей из глубокой, быстрой и закоряженной почти на всем протяжении реки никак не получится.

3

И что же там такого заковыристого, спросишь меня ты, умудренный житейским и рыболовным опытом, читатель? А ничего. Добротный, не убиваемый, как «Крузак» на мостах, 3-х метровый спиннинг «Шимано-Катана» с тестом 5-20 граммов; такая же надежная шимановская катушка с передним фрикционом (ну не нравиться мне задний, хоть убей); фирменная плетенка 0,12 (на ленка и некрупного тайменя хватает, толще ставить – тактильное удовольствие от заброса, проводки и поклевки теряется) и отменно зарекомендовавшие себя по ловле речного хищника блесны с изображением хитрой лисьей мордочки на лепестке.

4

Пять минут – и БлюФокс летит под склонившуюся над водой от бьющего под корни течения полусухую березу. Заглубляю, «завожу» приманку первым оборотом катушки и даю пройти в воде наискось вдоль дерева. Удар! Рывок! Подсечка! И начинаю не спеша подводить ленка к лодке, поскольку будет ли второй – веслами на воде писано, а уха на вечер уже запланирована. Так что марку лососятника надо держать, ни то медведи засмеют…

5

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Если кто хоть раз доставал из быстрого горного потока речного  лосося, тот понимает, почему из всех сибирских рыб я люблю представителей именно этого вида.  А потому что бойцы по натуре.  И никогда, до самой последней минуты, не знаешь, кто выйдет победителем из схватки. И сопротивляются до самого конца. И спиннинг гнут так, что начинаешь сомневаться в прочном японском карбоне. И удовольствие от вываживания неописуемое. И никогда, запомни, мой читатель, никогда настоящий таймешатник или ленчатник, как мы себя гордо называем, не будет кричать вслед сорвавшейся рыбе привычные для русского уха слова. Ибо сильный духом и телом достоин уважения. А лосось из таких…

6

Но ты меня отвлекаешь разговорами, мой друг, а рыба между тем села на тройник. И упрямо стремилась вновь уйти в коряги, чтобы там обмотать леску вокруг затонувших стволов, зацепить блесну за морёные и оттого железобетонно крепкие сучья и сделать из меня таёжное посмешище. Но нет, ребята, я за полторы тысячи километров не для того сюда добирался. Регулируем фрикцион катушки по ходу дела, спиннингом заворачиваем рыбину носом, если и не к берегу сначала, то хотя бы отводим от коряг. Увеличиваем тягу, сердцем ощущая тот предел, на который способна леска. Осматриваемся, выбирая удобное место для доставки ленка на берег. Как опытный боксёр, рассчитываем собственные силы так, чтобы противник на том конце ринга устал первым, выдохся, допустил промашку, пошёл в атаку и открылся сильнее, чем нужно… Если перевести на рыбацкий, то ловим момент, когда рыба меняет направления движения и на короткий момент поворачивается носом к берегу. И вот тогда-то, используя её усталость и свой опыт, нужно максимально жёстко  вытаскивать её на выбранный участок, не давая опомниться. Всё! Мы поймали противника на контратаке. И он теперь наш!

7

Сел. Выдохнул. Подскочили соратники, поздравляют, жмут руку, прикидывают вес, фотографируют. А мне не до этого. Я доволен собой, доволен инструментом, с помощью которого работал, испытываю чувство глубокой благодарности к реке и тому богу, который подарил мне эти минуты радости. Я дышу запахом тайги, счастливо осознаю, что впереди ещё много километров пути, много добычливых ям и не однажды за сплав испытаю я этот ожидаемый, но всегда резкий и внезапный лососевый удар по блесне. И поэтому сижу и жмурюсь от удовольствия, как деревенский кот рядом с открытой банкой сметаны. Потому что вечером будет костёр. И уха. И чай, крепкий до черноты, со смородиновым листом и обязательной в таких случаях карамелькой. И долгие разговоры за полночь. И уютное потрескивание угольков в костре. И Высоцкий со своей «…на реке ль, на озере…». И понимание того, что для счастья достаточно человеку малого. Главное – осознать это умом и принять сердцем…

8

Автор рубрики: Виктор Курбатов.