С развитием прогресса человечество достигло таких средств автоматизации отдельных процессов своей деятельности, что некоторые из них теперь целиком и полностью контролируются искусственным интеллектом (он же ИИ). Где-то это позволяет сохранить людям здоровье и даже жизнь, где-то помогает сэкономить кучу времени и средств, а теперь, похоже, пришло время избавляться и от ежедневной рутины.
В связи с этим, невольно начинаешь задумываться, садясь за руль автомобиля: «А придётся ли мне крутить баранку через пять-десять лет?». Мы делегировали огромное количество своих обязанностей кремниевому интеллекту и похоже настаёт момент, когда пора передать бразды управления автомобилем самому автомобилю.
Так автомобили Google смотрят на мир. Человеку в этой неразберихе кислотных линий и прямоугольников легко запутаться, но автоматика воспринимает все это на отлично.
Плюсы от использования системы автопилота неоспоримы: цифровой интеллект может принимать решения и реагировать гораздо быстрее даже самого опытного водителя. Плюс он никогда не отвлечётся на то, чтобы написать сообщение или на разговор по телефону, а также обязан неукоснительно соблюдать ПДД. А как вам такая идея: после посиделок с друзьями в баре, вы звоните не в такси, а открываете приложение на своём смартфоне, нажатием одной кнопки вызываете свой же автомобиль, и спокойно уезжаете на нём, в независимости от состояния алкогольного опьянения, так как вы в нём просто пассажир? Многие сейчас не удивились, потому что успешно проделывают такой же трюк при помощи своих совершеннолетних детей, но я не об этом. Звучит всё это неплохо, но когда же нам стоит ожидать таких чудес? На сегодняшний день в мире сразу несколько крупных компаний, с разной доля успеха, работают над созданием такого рода автопилота. Но в нашей статье речь пойдёт о корпорации Google и о её видении решения этой задачи.
По уверениям разработчиков скоро наша поездка по городам и трассам будет выглядеть примерно так. Хотя всегда есть те, комуи отсутствие автопилота вовсе не мешает делать вышеописанное прямо на ходу.
В чём же принципиальное преимущество компании Google над своими конкурентами? Прежде всего — это богатый опыт работы над искусственным интеллектом, а в самоуправляемом автомобиле качество работы ИИ будет иметь первостепенную важность. Вторым немаловажным аспектом является тот факт, что именно калифорнийский гигант создал достаточно подробную навигационную систему для всего мира сразу: googlemaps и googlestreetview, но об их роли в данном проекте я ещё упомяну.
Непосредственно разработкой занимается отдельное подразделение GoogleX, ответственное помимо прочего за проекты очков дополненной реальности, обучаемой нейросети, интернет вещей и другие не менее амбициозные проекты. Ведущим инженером над проектом поставили герра Себастьяна Труна. Этот человек явно оказался на своём месте не случайно, так как ранее отвечал за Стенфордскую лабораторию искусственного интеллекта и в 2005 году, благодаря созданию роботизированного автомобиля смог выиграть DARPA GrandChallenge. Всего над проектом работает 15 инженеров, часть из которых работала с Труном над его ранними проектами.
Сама беспилотная система навигации работает сразу на нескольких уровнях. Прежде всего автомобиль использует информацию из вышеупомянутых googlemaps и googlestreetview для построения маршрута из точки А в точку Б. После определения оптимальной траектории и возможного внесения корректив водителем (или уже пассажиром?), гугломобиль начинает движение. Чтобы транспортное средство под управлением ИИ не окончило свой путь уже через 100 метров в как-нибудь припаркованном на обочине автобусе, система постоянно проводит сравнение окружающей среды с заранее загруженными фотографиями улиц. А за контроль динамически меняющейся обстановки на дороге отвечает целый набор радаров и датчик LIDAR на крыше.
Ведро на крыше – это и есть тот самый датчик LIDAR, в более поздних моделях он выглядит гораздо компактнее.
В начале тестирования системы компания Google столкнулась с достаточно серьёзной проблемой отсутствия какой-либо законодательной базы, регулирующей эксплуатацию беспилотных авто на дорогах общего пользования. Благо, что для такой крупной компании не составило большого труда пролоббировать нужный закон в отдельно взятом штате Невада.А уже в сентябре 2012 использование автопилота было легализовано и в штате Калифорния.
Четыре гибрида Lexus 450h были закуплены специально для тестирования системы в условиях «сложного» рельефа.
Первыми в тесте поучаствовали десять автомобилей, в числе которых были AudiTT, 6 ToyotaPriusи, приобретённые немного позже, 4 гибридныхLexus 450h. Во всех транспортных средствах присутствовали все привычные нам элементы управления, для того чтобы наблюдатель всегда мог повлиять на ход движения автомобиля, тем самым избежав опасной ситуации на дороге. Но как показала практика, за пройденные 1,5 миллионов миль (~2,4 миллионов километров) случилось ровно 1 ДТП по вине самого автопилота. Кроме того, за всё время испытания проекта произошло лишь одно ДТП, в котором есть пострадавшие, правда здесь виновником выступил уже водитель вполне обычного автомобиля, врезавшийся в гугломобиль сзади. Такие обнадёживающие показатели вселили уверенность в руководителей проекта на создание полностью автономного транспортного средства, в котором нет ни руля, ни педалей.
Глядя на этого неказистого малыша, сложно свыкнуться с мыслью, что это будущее автомобилестроения.
Нужно отметить, что это достаточно смелый ход, так как несмотря на всю свою привлекательность, автомобиль под управлением автопилота даже в теории скрывает уйму потенциально опасных неожиданностей. Часть из них можно объяснить ранними этапами разработки. К примеру, несовершенную систему навигации, которая может сбоить в условиях ограниченной видимости: при снегопадах или ливневом дожде.
Если присмотреться, то можно заметить, что от боковых зеркал конструкторы отказались, на их месте камеры и мониторы в салоне.
Наверняка такие недочёты будут устранены в скором времени, но вот что делать с проблемами более глубокими? Какой выбор сделает ИИ, если на его полосу вылетит многотонный грузовик? Останется на пути своего движения, прибегнув лишь к торможению, которое всё равно не позволит избежать аварии, или попытается выехать на встречку, где подвергнет опасности жизни и здоровье водителей, которые вовсе не должны были пострадать, но будет иметь шансы полностью избежать столкновения? Да и готовы ли будут сами обладатели таких машин доверять в этой ситуации выбор автоматике?
В общем и целом, после знакомства с идеей автопилота Google, не остаётся сомнений как в серьёзности намерений компании, так и в том, что концепция автомобиля без водителя начинает уверенно притворятся в жизнь. С другой стороны, данная задача ставит перед разработчиками, законотворцами, да и самими потенциальными обладателями таких транспортных средств ряд непростых вопросов, ответить на которые будет возможно даже сложнее, чем воплотить всю эту грандиозную задумку в полностью работающий прототип.